|
РадиаторРадиаторРадиатор предназначен для понижения температуры охлаждающей жидкости двигателя. Радиатор изготовлен из тонких трубок, которые называются сотами. Трубки могут иметь вертикальное или горизонтальное расположение. Трубки своими окончаниями соединяются с баками. Один из баков является входным, другой – выходным. Факторы, которые влияют на эффективность работы радиатора: А. Особенности конструкции – диаметр и количество сот, объём баков радиатора. Б. Площадь поверхности сот, вступающая в контакт с потоком воздуха. В. Количество воздуха, способного пройти через соты радиатора. Г. Разница величин температуры охлаждающей жидкости и проходящего через соты радиатора воздуха. Крышка радиатора. Крышка радиатора состоит из верхней части с двумя зажимами, пружинной диафрагмы, уплотнения, перепускного и обратного клапана. Назначение перепускного клапана крышки ра- диатора состоит в том, чтобы в системе охлаждения не создавалось излишнего давления жидкости, которая увеличивает свой объём по мере прогрева до рабочей температуры. При возрастании давления в системе охлаждения, клапан открывается, и часть жидкости перетекает расширительный бак. Назначение обратного клапана – перепустить жидкость из расширительного бака в систему охлаждения, так как при охлаждении жидкость уменьшается в объёме и в системе охлаждения образуется разрежение. Вентилятор охлаждения радиатора. Вентиляторы могут приводиться в действие двумя способами: 1. При помощи электромотора. 2. При помощи ремня и визкомуфты. На автомобилях старой конструкции вентилятор охлаждения устанавливался на водяных насосах и приводился в действие ремённой передачей от шкива коленчатого вала. Та- кая конструкция имеет очень большой недостаток – сила воздушного потока не зависит от температуры двигателя, а только от количества оборотов коленчатого вала. Например, при прогреве двигателя до рабочей температуры, обдув вентилятором вообще не требуется. Или при полностью разогретом двигателе – мы остановились на светофоре, следовательно – количество оборотов вентилятора будет минимальным, а значит поток воздуха – недостаточным. Более перспективная конструкция привода вентилятора охлаждения предполагает использование визкомуфты. Визкомуфта состоит из двух крыльчаток, между которыми нахо- дится вещество, способное изменять в зависимости от температуры свою вязкость, т.е. чем больше оно нагревается, тем больше повышается его вязкость. При прогреве холодного двигателя, когда температура охлаждающей жидкости низкая, вязкость вещества мала и момент с ведущей крыльчатки на ведомую практически не передаётся. Скорость вращения вентилятора, который жёстко соединен с ведомой крыльчаткой – незначительная. При прогреве двигателя до рабочей температуры, вязкость вещества становится максимальной и момент, с ведущей крыльчатки на ведомую, передается в соотношении 1:1. Скорость вращения вентилятора так же становится максимальной. Наибольшее распространение получили системы, в которых вентилятор приводится в действие электромотором. Точка включения электромотора определяется температурным датчиком и составляет около 85 С (в зависимости от двигателя). Электромотор работает в двух режимах – на низкой и высокой скорости. Так же, мотор может включаться и после остановки двигателя. Такие системы в наибольшей степени отвечают требованиям поддержания оптимального температурного баланса при работе двигателя, что в свою очередь, положительно сказывается на всех характеристиках его работы. |